Кронштадт... Кто бы мог подумать, что, собирая материал о больших и малых деревушках бывшего Пашского района, я, волею случая, идя по следам моих героев, окажусь на научно-исторической конференции «Тайны минных полей острова Большой Тютерс».
Конференция эта была проведена 23 сентября при участии благотворительного военно-патриотического фонда «Балтийский Варяг» по материалам поисковых экспедиций «Поклон кораблям Великой Победы» в мае-июне 2017 года, посвящённых поиску мест гибели двух подводных лодок - «Щ-320» и «Щ-406».
Об этих подводных лодках говорят так: «Вместе воевали - вместе погибли». Экипажи «Щ-320» и «Щ-406» героически боролись с врагом в годы Великой Отечественной войны, преодолевая все трудности, и погибали тоже геройски. Лежат лодки на дне Финского залива почти рядом: на расстоянии около пятисот метров.
Основной доклад о военных действиях с участием подводных лодок «щ-320» и «щ-406» сделал кандидат исторических наук, полковник, военный историк и писатель мирослав эдуардович морозов. в течение двадцати лет он занимался изучением документов, причём не только наших, но и противника.
Первые походы наших подводных лодок были не очень удачны
К началу Великой Отечественной войны Краснознамённый Балтийский флот имел двадцать «щук» - подводных лодок серии «Щука». Одна из них – «Щ-320».
Глубина погружения этих лодок - 75-90 метров, на них имелось два 45-мм орудия. Длительность похода доходила до 58 суток. «Щ-320» участвовала ещё в советско-финляндской войне, но после окончания этой войны для неё был сформирован новый экипаж во главе с капитаном И.М. Вишневским. 18 июня лодка вышла из доков после ремонта, а 22 июня началась война. Экипаж встретил её необученным.
Подводная лодка «Щ-406» была построена несколько позже и переведена в порт Либаву. 28 июня 1941 года лодка включена в состав флота, в июле отправлена в боевой поход. Командир корабля - Максимов.
Первые походы наших подводных лодок были не очень удачны. За семьдесят три похода лодки поразили всего три цели. Командир корабля «Щ-406» ушёл в самовольную отлучку перед походом, чтобы проститься с семьёй, за что был арестован и осуждён.
Следующим командиром лодки стал Евгений Яковлевич Осипов 1913 года рождения.
В школу он пошёл только в двенадцатилетнем возрасте, но учился так старательно, что поступил в Военно-Морское училище имени М.В. Фрунзе. Окончил его и стал хорошим командиром, старшим лейтенантом. Затем окончил и Военно-Морскую академию.
В 1943 году Евгений Яковлевич проходил после похода лечение в одном из ленинградских госпиталей, после восстановления здоровья снова ушёл в поход.
С осени 1941 года лодки «Щ-306» и «Щ-309» навели большую панику в немецких рядах. «Щ-320» не поразила ни одного корабля противника. К 1942 году ситуация изменилась коренным образом.
«Любая советская лодка - огромная опасность для Рейха»
Ленинграде было сорок подводных лодок. Немцы открыли в Балтийском море свободное плавание своих судов без конвоев. В качестве противолодочных преград создали два противолодочных рубежа. Один из них - Гогландский.
В 1942 году немцы выставили 2300 мин против наших кораблей. Между Гогландом и Большим Тютерсом к концу войны появились мины с электрическими и механическими антеннами. Они вызывали немедленный взрыв наших подлодок. Использовал противник и донные мины, которые, несмотря на размагничивание лодок, прикреплялись к ним.
Немцы охотились за нашими лодками на противолодочных кораблях, финские самолёты и сторожевые корабли постоянно патрулировали Балтику.
Ещё в начале тридцатых годов на учениях Балтийского флота отрабатывались походы лодок в Финский залив. Советские подводные лодки должны были с учётом наших минных полей форсировать немецкие корабли, прижимаясь ко дну залива.
Экипажи подводных лодок учились бить врага в ходе войны. В 1942 году на девять боевых походов пришлось одиннадцать поражённых целей. К исходу 1942 года - тридцать одна цель, лодки были те же, командиры - те же. Одна из лодок уже в первых атаках заставила немцев ввести систему конвоев. Известны слова Гитлера: «Любая советская лодка - огромная опасность для Рейха».
Некоторые лодки погибали почти сразу: такова судьба «Щ-405», «М-95», «Щ-317». Когда фашисты провели усиление минных полей, сразу восемь лодок на базы не вернулось.
«Щ-320» пошла в поход одна из первых, одолела 42 линии минных заграждений, несколько раз обнаруживалась немецкими самолётами, но пришла в Либаву, вышла в торпедные атаки. Командир, капитан 3 ранга И.М. Вишневский был представлен к званию Героя Советского Союза, весь экипаж награждён.
Ещё более тяжёлые испытания ждали «Щ-406». Поход был очень тяжёлым. Лодка вышла на мелководье, легла на грунт, чтобы устранить повреждения. Из Таллинна в Ленинград шла сорок шесть часов без подъёма, на пределе человеческих возможностей. Это был первый поход командира, капитан-лейтенанта Евгения Яковлевича Осипова.
Пять раз лодка выходила в торпедные атаки. «Щ-406» форсировала пятьдесят одну линию минных заграждений. 1 августа 1942 года лодка сбилась с курса, подорвалась на мине, прибыла в Нарвский залив. Свои катера и тральщики её встретить не могли, лодка попала под удар немцев. Обе эти лодки ушли в море в числе шестнадцати, восемь из которых не вернулись.
Подводники держали нервы в кулаке и выполняли свою задачу
В следующем походе «Щ-406» уже не подвергалась атакам противника, форсировала 85 минных заграждений, уничтожила два парохода (финский и шведский), взяла семь пленных, как оказалось из экипажа шведского судна. Позже выяснилось: на судне находился шведский дипломат Валленберг, судьба которого осталась неизвестна.
Шведы возили на пароходах в Германию железную руду, тем самым способствуя усилению военной мощи фашистской Германии. Из 9 тонн руды можно было выплавить достаточное количество металла для изготовления мин, бомб, снарядов, которые были бы использованы в войне с СССР.
Перед командиром стояла задача - взять языка, задача была выполнена, хотя в истории подводного флота известны всего два таких примера, когда подводная лодка берёт в плен пассажиров надводного транспорта.
23 октября 1942 года лодка была награждена орденом Красного Знамени, Е.Я. Осипов получил звание Героя Советского Союза. О трудности этих походов говорит такой факт: два раза уходили в поход шесть лодок, возвращались назад только три. Немцы пеленговали лодки, а Кронштадт не принимал.
1943 год - год перелома в ходе Великой Отечественной войне - оказался для подводников неудачным и трагическим. Фашисты (во что никак не могло поверить наше командование!) установили двойную противолодочную сеть - механическую преграду для лодок - длиной 25 миль. Подводные лодки «Щ-320» и «Щ-406» погибли в тот же день, так как противолодочную сеть немцы усилили минами. Одной немецкой мины весом 30 килограммов было достаточно для уничтожения подводной лодки.
Всего за период войны не вернулось из похода 38 подводных лодок, на них погибли 1440 членов экипажей.
«Командиры лодок и их экипажи осознавали всю меру опасности своих походов. Они являют собой пример мужества, геройства и изобретательности. Подводники держали нервы в кулаке и выполняли свою задачу - уничтожать корабли противника», - такими словами заключил своё выступление М.Э. Морозов.
Тайны минных полей острова Большой Тютерс разгаданы экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы». Цель работы состояла в поиске подводных лодок, погибших во время войны на минах в районе островов Гогланд и Большой Тютерс в Финском заливе. Экспедиция действует с 2005 года. Ею обнаружено 12 подводных лодок и 12 кораблей Первой и Второй мировых войн.
О результатах экспедиции рассказал участникам конференции Константин Богданов, руководитель проекта
1-2 мая 2017 года при сканировании морского дна гидролокатором были обнаружены остовы двух подводных лодок, как оказалось «Щ-320» и «Щ-406».
По признанию самих поисковиков, это была самая успешная акция с 2005 года, так как сразу были обнаружены две лодки.
2 мая 2017 года дайверами проведено погружение на глубину 46 метров. Дайверы - мужественные люди, люди риска.
Там, где они работают, много неразорвавшихся мин - это угроза их жизни, но они не отступают.
Исходя из осмотра остова подводной лодки «Щ-320» были сделаны выводы о том, что командир корабля, капитан 3 ранга И.М. Вишневский, двигался точно по рекомендованному маршруту движения. «Щ-320» выполняла манёвр уклонения от мины, от одной мины уклониться ей удалось, вторая коснулась палубы и взорвалась. После подрыва на мине часть экипажа осталась жива в кормовых отсеках.
Подводники пытались покинуть лодку, вытолкнув торпеду из правого кормового торпедного аппарата. Но выйдя из аппарата на 3 длины, торпеда, вероятно, застряла, или у подводников закончились запасы воздуха высокого давления, необходимого для выталкивания торпеды. В результате все эвакуационные пути оказались закрыты, и никто не смог покинуть лодку.
3 мая 2017 года дайверы провели погружение на обнаруженный накануне остов другой подводной лодки. Установлено, что лодка лежит с лёгким креном на правый борт, утонув в грунте по ватерлинию. Осмотру доступны только рубка и верхняя часть корпуса, за исключением кормовой оконечности, которая видна целиком.
На основании осмотра экспедиция установила, что обнаружена подводная лодка «Щ-406», воевавшая под командованием капитана 3 ранга, Героя Советского Союза Е.Я. Осипова. Дата гибели - утро 29 мая 1943 года, когда «Щ-406», как и «Щ-320», подорвалась на заглублённой противолодочной мине немецкого минного заграждения «Зееигель» («Морской ёж»).
После подрыва на мине часть экипажа осталась жива в центральном и кормовых отсеках и, вероятно, кто-то из выживших смог провести эвакуацию через рубочный люк. Об этом свидетельствует открытый верхний рубочный люк и данные из финского архива о том, что 6 июня 1943 года на острове Ристисаари рядом с Коткой было обнаружено тело советского подводника в спасательном снаряжении.
Возможно, что выбрался из лодки не он один, но других данных о спасшихся с лодки нет. (Кстати, он здесь и похоронен, на его могиле надпись: «Русский моряк»). Попытка выхода подводников из кормового аварийного люка и из кормовых отсеков закончилась неудачей.
Контр-адмирал, заместитель командующего Северным флотом, кандидат исторических наук В.М. Яковлев в своём выступлении на конференции отметил, что «действовали подводники-балтийцы в тяжелейших условиях»
Против них были направлены две мощнейшие минно-артиллерийские позиции врага: «Зеехунд» и «Бургмашине», установлены заградительные сети из проволоки толщиной 18 мм, на якорях крепились к заграждению донные магнитные мины, в Финском заливе, помимо этого, было установлено около 20 тысяч советских мин.
Преодолеть всё это - вероятность нулевая. Тем не менее, подводники потопили корабли общим водоизмещением около 347 тысяч тонн. Общие потери за период войны - 126 подводных лодок из 276. Звания Героя Советского Союза удостоены 45 подводников.
6 мая 2017 года на месте гибели «Щ-320» и «Щ-406» была проведена мемориальная акция. Для отдания воинских почестей и проведения панихиды к острову Гогланд прибыл корабль Балтийского флота России «УК-308» с представителями Западного военного округа, Московской Духовной академии, Ленинградской военно-морской базы и средств массовый информации.
Корабль выделен на основании обращения в адрес командующего войсками Западного военного округа, генерал-полковника А.В. Картаполова.
На борту корабля проведена церемония увековечения Памяти членов экипажей погибших подводных лодок. Дайверы экспедиции закрепили на стволах носовых орудий подводных лодок мемориальные таблички со списками членов экипажей и венки.
Священники Московской духовной академии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Свято-Данилова монастыря отслужили панихиду, помянув всех моряков поимённо. Экипажам подводных лодок отданы воинские почести.
В мемориальной акции принял участие внук командира «Щ-320», капитан 2 ранга Дмитрий Вишневский.
Дальнейшая поисковая деятельность участников проекта направлена на создание виртуального музея.
На основе реальных фото-видеосъёмок уже созданы 3-D-модели погибших подводных лодок, которые позволяют «вживую» увидеть лодку, её положение на дне залива и повреждения на ней (см. сайт «Балтийский варяг»).
До начала конференции её участники возложили цветы к Мемориалу на Аллее Подводников в воинской части города Кронштадта.
Эта героическая и трагическая страница Великой Отечественной войны, конечно, интересна сама по себе. Но мы оказались на этой научно-исторической конференции не случайно.
В составе экипажа подводной лодки «Щ-406» находился наш земляк - Павел Александрович Фомин
О его военной судьбе мы узнали от его родных и из материалов военно-научного общества Центрального военно-морского музея, которые были опубликованы в своё время в газете «Волховские огни» при участии Л. Копнова, контр-адмирала в отставке, председателя военно-научного общества, и Л. Курникова, председателя совета ветеранов подводников, вице-адмирала в отставке.
Павел Александрович Фомин родился в 1918 году в деревне Вороновский погост в большой крестьянской семье, в которой выросло пять сыновей и пять дочерей.
В 1938 году Павел был призван на военную службу и направлен в учебный отряд подводного плавания. До 1939 года обучение велось в Ленинграде, на Васильевском острове, в здании бывшей церкви.
По окончании обучения служил на подводных лодках Балтийского флота. В январе 1941 года Павел был назначен командиром отделения электриков на подводную лодку «Щ-406».
Когда началась Великая Отечественная война, подводная лодка «Щ-406» только завершала программу испытаний. Комсомолец Фомин был в числе инициаторов быстрейшего введения подводной лодки в число боевых кораблей Краснознамённого Балтийского флота.
В условиях суровой блокадной зимы 1941-1942 года экипаж «Щ-406» подготовился к боевому походу в Балтийское море для выхода на морские коммуникации фашистов.
21 июня 1942 года «Щ-406» под командованием капитан-лейтенанта Е.Я. Осипова вышла из Кронштадта (на этом причале мы побывали), успешно форсировала минные заграждения и дозоры в Финском заливе. Боевой поход длился более пятидесяти суток (52) и закончился победой: на дно Балтики были отправлены четыре транспорта и шхуна противника. Именно за выполнение этого задания подводная лодка «Щ-406» награждена орденом Красного Знамени, а её командир удостоен звания Героя Советского Союза.
В успех экипажа большой вклад внёс командир отделения электриков Павел Александрович Фомин. Он награждён орденом Красного Знамени.
В октябре-ноябре 1942 года подводники «Щ-406» увеличили свой боевой счёт, отправив на дно Балтики ещё три транспорта фашистов. Весь экипаж был награждён орденами, Павел Александрович Фомин стал кавалером ордена Великой Отечественной войны второй степени.
В мае 1943 года подводная лодка из очередного похода не вернулась.
Когда-то о последней встрече с Павлом Александровичем Фоминым рассказывал в газете «Волховские огни» его сослуживец, волховчанин К. Данилов:
- С волнением прочитал заметку «Боевой счёт подводников», в которой рассказывается об одном из наших земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, - Павле Александровиче Фомине. И не только потому, что она напомнила мне о боевой юности, когда я служил на Балтфлоте. Я знал Павла Александровича ещё в школьные годы. Вместе учились в Загубской школе. В июне 1942 года мы встретились с ним в Кронштадте. Было о чём вспомнить. Подводная лодка, на которой служил Фомин, как раз вернулась из похода и стояла на ремонте. Встреча наша продлилась около часа. Павел Александрович рассказал, как они потопили вражеские корабли. Орден Красного Знамени, который блестел на груди земляка, говорил и о его заслугах, которым я искренне порадовался. Эта встреча осталась в моей памяти на всю жизнь... Моряки-подводники вписали свою страницу в героическую летопись Великой Отечественной войны.Когда журналистка Евгения Горкина спросила у Константина Богданова, зачем они ищут подводные лодки, что испытывают, когда её находят, он ответил: «Ты понимаешь, что я пришёл сказать этим сорока морякам, что война закончилась 9-го мая 1945 года, что Советский Союз победил и что потомки их помнят. Пожалуй, это самое важное, для чего мы спускаемся на глубину!».
В память о героическом экипаже «Щ-406» именем подводников названы корабли, суда, улицы, школы
Хочется верить, что и в нашем Волховском районе имя Павла Александровича Фомина будет увековечено. Пока что его родные (племянница Галина Васильевна Степанова, её дочери Татьяна Сергеевна и Ирина Сергеевна) установили памятник ему и его братьям на кладбище Вороновского погоста в деревне Самушкино.
Галина Васильевна помнит до сих пор, как Павел Александрович уходил в армию. Был он для неё вместо отца, уезжал с Воронова погоста. Поезд, на который он должен был сесть, уходил ночью, а вечером Павла отвезли на станцию на повозке. Галя проплакала всю ночь, как будто чувствовала, что больше его не увидит.
Татьяна Сергеевна, Ирина Сергеевна Степановы и внучатная племянница Павла Александровича - Нина Николаевна Костенко приняли участие в конференции.
Финский залив... Бесконечная, безбрежная гладь... На теплоходе мы возвращаемся из Кронштадта. За нами - Город морской славы, впереди - сверкающая на солнце башня Газпрома, новый стадион «Зенит-арена»... Постепенно вырастают Адмиралтейство, Зимний Дворец, Ростральные колонны, шпиль Петропавловской крепости.
Выходим на берег Невы. Тихий и тёплый осенний вечер. Почти неслышный шелест пёстрой листвы. Негромкие голоса прохожих. Мир, спокойствие и тишина. Вот что защищали и за что погибли герои Балтики. Вечная им память!
Э.Е. БОЛЬШАКОВА